СтройЭксперт

Строим вашу мечту кирпич за кирпичом
Центробанк, автодилеры и банки обвиняют друг друга в навязывании услуг
Средний рейтинг
Еще нет оценок

Банки сообщили дилерам, что будут прекращать сотрудничать с ними за добавление дополнительных услуг в автокредит. Ранее Набиуллина рассказала о росте жалоб от тех, кто оформлял кредиты на машины, и указывала на то, что допуслуги предоставляют не банки, а автодилеры, которые не поднадзорны регулятору

Центробанк, автодилеры и банки обвиняют друг друга в навязывании услуг

Крупные банки предупредили автодилеров, что будут прекращать сотрудничество с ними за включение дополнительных услуг в тело автокредитов, пишет РБК. Кредиторы пошли на это по рекомендации ЦБ. Участники рынка ссылаются на некую встречу представителей крупных банков с представителями ЦБ, где регулятор просил участников рынка бороться с недобросовестными практиками. Например, с навязыванием услуг при оформлении кредита на покупку машины.

Автодилеры не согласны — проблема есть, однако не массовая и не системная. А первопричиной проблемы выступает ключевая ставка ЦБ. Говорит президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» Алексей Подщеколдин:

Алексей Подщеколдин президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» «На рынке сейчас много компаний, автомобильных центров, которые продают, часто вы видите рекламу: «автомобиль за полцены», приезжаете, оказывается, что это первоначальный взнос, что еще куча кредитов и обязательств, это агрессивная и деструктивная реклама. Такие компании на рынке встречаются, но официальных дилеров в таких случаях крайне немного. Мы занимаемся этой ситуацией, ведем разъяснительную работу среди наших дилеров, и точно не мы являемся локомотивом в этой ситуации. В данном случае, скорее всего, банк вообще, сегодня ЦБ, приняв ставку 21%, угрожая еще 24%, я сейчас в Китае был, здесь кредит на автомобиль можно взять 2% годовых, а у нас 21%, правильно в этой ситуации, как вы думаете, кого надо сделать виновниками всяких проблем? Мы не согласны с этой позицией, считаем, что дилеры в этой истории не виноваты, продукты в любом случае продаются от банка, страховые и финансовые. А с точки зрения каких-то проблем, дополнительного оборудования, это предлагается, сегодня можно купить автомобиль с дополнительным оборудованием и без такового, в кредит или без, мы считаем, что это немножко приукрашенная картинка в нашу сторону».

ВТБ ужесточил «систему контроля продаж дополнительных продуктов и услуг непосредственно их поставщиками, а не дилерами», сообщил РБК представитель банка. Требования к поставщикам дополнительных услуг в дилерском бизнесе изменились с 1 октября, подтвердили в автодилере «Рольф».

В сентябре глава ЦБ Эльвира Набиуллина сообщила о росте жалоб от тех, кто оформлял кредиты на машины, и указывала на то, что допуслуги предоставляют не банки, а автодилеры, которые не поднадзорны регулятору.

Чем больше дефицит автомобилей и выше ключевая ставка, тем чаще автодилеры склоняют клиентов к покупке машин в кредит с дополнительными услугами, говорит член cовета директоров группы содействия «Дельта» Глеб Виленский:

Глеб Виленский член совета директоров группы содействия «Дельта» «Проблема добавления к базовой цене машины всяких довесков со стороны дилера, речь идет об установке дополнительного оборудования, от которого невозможно отказаться, навязывание финансовых услуг, страховок того, чего не надо страховать, и так далее. Эта проблема существует уже лет 10, если не больше, у нас рынок не покупателя, а продавца в области автомобилей. И сейчас, поскольку дефицит автомобилей очень велик, особенно это касается популярных марок, а не дешевых китайцев, которые продаются по заоблачным ценам, соответственно, у дилеров возникает большое искушение заработать лишних денег, предлагая что-то необязательное. До сих пор способа эффективной борьбы с этим не было, на самом деле способ всегда только один — потребитель должен отказываться от сделки, если она предлагается на невыгодных ему условиях. Никакие контрольные меры, поскольку речь идет о свободном рынке, ни ЦБ, ни обычные банки здесь не в силах на это повлиять. Сами банки склонны постоянно навязывать квазиуслуги при заключении договоров на кредитование, абонементные программы, дополнительные услуги, которые незаметно для клиента включаются в тело кредита, и только после очень серьезных требований потом потребитель добивается того, чтобы ему показали, откуда взялась такая большая сумма ежемесячного платежа. Это существует давно, на эту тему ЦБ постоянно выпускает требования, но воз и ныне там».

Сегодня российский потребитель может отказаться от дополнительных платных услуг, товаров или работ, приобретенных вместе с кредитом в течение 30 дней с момента заключения сделки.

При отказе клиент может потребовать вернуть все уплаченные деньги. Однако в сфере автокредитования это не всегда удается, отмечает Центробанк. Например, в договоре прописывается, что возврат денег при отказе от услуги не предполагается или что услуга активируется в момент подписания, то есть считается оказанной. Это позволяет автодилерам оплату не возвращать.

Источник