В столичных торговых центрах растет доля свободных площадей
Доля свободных площадей в торговых центрах (ТЦ) Москвы в 2025 году может достигнуть 6%, прогнозируют эксперты CORE.XP, учитывая начавшийся рост этого показателя. В третьем квартале 2024 года средняя вакантность составила 5,4% против 5,2% на конец июня.Как пишет «Ъ», предыдущие два года показатель доли свободных площадей в ТЦ столицы снижался. По итогам 2022 года он оценивался в 11,7%, а 2023 года — в 8,2%.
По мнению экспертов, прогнозируемый прирост вакантности может быть связан с процессом оптимизации в крупных компаниях и их отказа от наименее эффективных площадей, которые изначально были заняты после ухода иностранных брендов. Согласно данным IBC Real Estate, на их места встали российские ритейлеры и марки из «дружественных» стран, заняв в целом порядка 730 тыс. кв. метров Больше чем навигация: цифровые смарт-указатели в торговых центрах как новый инструмент увеличения дохода
Наиболее активно площади занимали такие компании, как Gloria Jeans, Melon Fashion Group, Just Clothes, Rendez-Vous и др. Однако экспансия столкнулась со снижением посещаемости ТЦ и падением спроса на одежду.
При этом сегодня рынок буквально перенасыщен fashion-товарами. Так, в период 2022–2023 гг. на рынок вышли новые бренды, не всегда правильно прогнозируя продажи и доходность. На этом фоне эксперты не исключают, что вскоре с рынка уйдет ряд новых игроков, и этому будет способствовать, в том числе, общая негативная конъюнктура.
Не менее важным фактором аналитики называют усиление роли онлайн. В 2024 году, по прогнозам Ассоциации компаний интернет-торговли, объем рынка онлайн-продаж может превысить 9 трлн рублей, что на 41,5% больше год к году.