Так, по данным Reuters, фактически остановился экспорт нефти из Казахстана, который осуществляется консорциумом, частично принадлежащим американским компаниям. Впрочем, опрошенные Бизнес ФМ эксперты уверены, что проблема преувеличена

Указ президента Путина об ограничениях захода в российские порты иностранных судов бьет по нефтяному экспорту из других стран, пишет Reuters со ссылкой на источники.
Речь идет об указе двухдневной давности, по которому заход иностранных судов в порты должен быть согласован с ФСБ.
Почти сразу это привело к проблемам, например, фактически остановился экспорт нефти из Казахстана, который осуществляется консорциумом, частично принадлежащим американским энергетическим гигантам.
Частично ограничения повлияли и на экспорт российской нефти из порта Новороссийск, отмечает Reuters. Впрочем, ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков считает, что проблема преувеличена:
Игорь Юшков ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности «Я думаю, что это некритично, там, скорее, речь идет не о полном запрете загружаться иностранным танкерам, потому что даже российскую нефть вывозят преимущественно иностранные танкеры, а не российские. Речь идет о дополнительной проверке и необходимости получить дополнительные разрешения для того, чтобы обеспечить безопасность российских портов, потому что неоднократно мы видели картину, когда пытались совершить теракты, в том числе на нефтяных танкерах, сухогрузах, в российских портах, это было и на Балтике, в Усть-Луге, и в других портах, поэтому Россия вводит дополнительную систему безопасности, нужно будет проводить осмотр, нужно будет получать специальное разрешение, это просто дополнительные меры безопасности. Приведет ли это к остановке отгрузок казахской нефти — нет, я думаю, как КТК, так и просто казахская нефть в этом плане не пострадает, просто нужно будет перестроиться на новую систему, освоить все эти новые бюрократические моменты, и я не думаю, что, если мы возьмем более продолжительный период, несколько недель, месяц или квартал, объемы будут отличаться от тех, которые запланированы. Поэтому это просто дополнительные административные особенности, к которым надо приспособиться. Тем более КТК находится в некотором отдалении от Новороссийска, у них выносные отгружные устройства, там нет такого, что танкер подходит в порт к причальной стенке, они во многом остаются в море, и есть выносное погружное устройство, три штуки, и танкер подходит к ним, то есть, по сути, огромный буй, куда он подключается и загружается. Поэтому я думаю, что здесь ситуация будет еще проще, — ведь вся эта система с дополнительными проверками именно для того, чтобы в порту не происходило терактов, по сути. А так как это не в самом порту происходит, а это отдельный терминал, в некотором отдалении, я думаю, там разрешительный порядок будет попроще».
Сами источники Reuters считают, что трудности из-за ограничений в российских портах решатся в течение пары дней.